Прокурор разъясняет


19.06.2017

В соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее – Закон), административный надзор не является наказанием за совершение преступления, а представляет собой временные меры ограничения прав и свобод указанной категории лиц, с одновременным возложением на них определенных обязанностей. 

Целью установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, является защита государственных и общественных интересов, предупреждение совершения последними преступлений и правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, осуществление наблюдения за их поведением.

На основании мотивированного представления администрации исправительного учреждения судом первой инстанции, в порядке главы 29 КАС РФ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в статье 3 Закона.  

Независимо от оснований, предусмотренных в части 3 статьи 3 Закона, административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего либо за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, а также в отношении лиц, совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, и страдающих расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости.

Административные дела о продлении, досрочном прекращении административного надзора, о частичной отмене или дополнении ограничений рассматриваются районными судами по месту жительства или пребывания таких лиц в порядке КАС Российской Федерации.

Обязанность по осуществлению наблюдения за соблюдением лицом установленных в отношении него ограничений возложена на органы внутренних дел.

Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, в соответствии со статьей 270 КАС РФ, статьей 53 Уголовного кодекса Российской Федерации, подается органом внутренних дел по месту жительства или пребывания этого лица.

В случае условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо когда данное наказание заменено более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбывания наказания, не связанного с лишением свободы. Однако административный надзор за таким лицом начинает осуществляться после отбывания ним наказания, не связанного с лишением свободы. 

По заявлению органа внутренних дел административный надзор также может быть установлен в отношении совершеннолетнего лица, освободившегося из мест лишения свободы до дня вступления в силу Закона и имеющего неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжкого и особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при условии совершения этим лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность. В иных случаях административный надзор за данной категорией лиц установлен быть не может.     

Прокурор в порядке части 1 статьи 39 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений для защиты прав и свобод поднадзорного лица при условии, что такое лицо по состоянию здоровья, возраста либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд.

Административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора может быть подано по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора, а в случае отказа в его удовлетворении повторное административное исковое заявление может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора (часть 6 статьи 270 КАС РФ, части 2 и 3 статьи 9 Закона).

Дело об установлении административного надзора рассматривается судом в течение десяти дней со дня поступления соответствующего административного иска. При этом данный срок не может быть продлен по правилам статьи 141 КАС РФ.

При наличии обстоятельств, указанных в статьях 190 и 191 КАС РФ, производство по делу может быть приостановлено.

Исходя из положений частей 1, 3, 4 и 5 статьи 272 КАС РФ, о дате и времени рассмотрения дела об административном надзоре извещается лицо, в отношении которого подано административное исковое заявление, а также представитель исправительного учреждения или органа внутренних дел, обратившихся в суд и прокурор.

Участие в судебном заседании лица, освобождаемого из мест лишения свободы, в том числе при наличии ходатайства о личном участии в судебном заседании либо в случае признания судом его личной явки обязательной, может быть реализовано также посредством видеоконференц-связи.

 

Если административный ответчик отсутствует по месту жительства (месту пребывания) и место его фактического пребывания неизвестно, суд вправе назначить такому лицу в качестве представителя адвоката и рассмотреть административное дело без участия административного ответчика (часть 4 статьи 54, статья 272 КАС РФ).

В случае признания обязательной явки лица, в отношении которого решается вопрос, связанный с административным надзором, суд возлагает на орган внутренних дел обязанность обеспечить его явку в судебное заседание (часть 1 статьи 272 КАС РФ, пункт 6 части 1 статьи 12 Закона об административном надзоре).

При наличии достаточных доказательств суд вправе рассмотреть дело без участия надлежащим образом извещенного административного ответчика, освобожденного из мест лишения свободы, явка которого признана обязательной, если последний не явился в судебное заседание и не сообщил об уважительных причинах своей неявки.

Прокурор
советник юстиции
Е.В. Барюгин

Поделиться:

Назад

Дата последнего обновления: 19.06.2017 19:16

архив новостей

« Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
2024 2023 2022  
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия